В Англии имя Диккенса стало синонимом
Рождества. Великий писатель оказал огромное влияние на
восприятие этого праздника у себя на родине, наделив
его новым смыслом, создав чисто английскую
"рождественскую философию".
Вплоть до 40-х годов XIX века Рождество в Англии не
праздновалось. Только в царствование королевы Виктории
англичане начали украшать к Рождеству елку и
присоединились к странам континентальной Европы. При
Виктории возник и обычай публичного исполнения
рождественских духовных песнопений, которые можно услышать
в рождественские дни на улицах, в торговых центрах и даже
в вестибюлях станций метро. Первая рождественская открытка
в Англии также появилась в викторианские времена – в
40-е годы XIX века. Однако именно "Рождественские
повести" Диккенса, которые он писал с 1843 по 1848
год, придали английскому Рождеству духовный и нравственный
смысл главного и самого любимого праздника.
"Рождественские повести", каждую из которых
Диккенс публиковал в канун Рождества, были им задуманы как
своего рода святочные притчи, как проповеди нравственного
очищения. Особое влияние оказала на английскую
рождественскую атмосферу первая повесть этого цикла
– Christmas Carol ("Рождественская
песнь"). Поводом для ее написания стала необходимость
срочно выплатить денежный долг. Диккенс задолжал своему
поверенному в делах 270 фунтов – изрядные деньги по
тем временам, если учесть, что тогда джентльмен мог
безбедно жить на сто фунтов в год. Отец Диккенса был
посажен в долговую тюрьму в 20-е годы XIX века, что
привело к тому, что ребенком писатель оказался на
тяжелейших работах на красильной фабрике. Диккенс всю
жизнь испытывал финансовые трудности и панически боялся
повторить судьбу отца. Длинные романы, которые он обычно
публиковал в печати с ежемесячными продолжениями, для
этого не годились. Он остановил свой выбор на короткой
повести. Начал он ее писать в октябре 1843 года с прицелом
на публикацию накануне Рождества. Чтобы выиграть время,
Диккенс решил развить образ Гэбриеля Грабба –
второстепенного персонажа своих "Посмертных записок
Пиквикского клуба". Так родился Эбинизер Скрудж, имя
которого стало нарицательным в Англии.
"Рождественская песнь" – это история о
том, как скряга и стяжатель Скрудж возрождается к новой,
светлой и нравственной жизни. В повести Диккенс воспевает
традиционные "рождественские ценности" –
семейное тепло, бескорыстие, любовь к ближнему,
сострадание. До сих пор миллионы англичан не могут без
слез умиления читать эту повесть. Надо сказать, что весь
шеститысячный тираж "Рождественской песни",
опубликованной в середине декабря 1843 года, разошелся еще
до Рождества. Однако Диккенс выручил за повесть всего 230
фунтов – меньше, чем был должен своему поверенному.
И хотя последующие восемь изданий повести также разошлись
очень быстро, Диккенсу не удалось разбогатеть. Писатель
стал жертвой собственного успеха – пиратские издания
повести в изобилии появились в Англии и Америке. Здоровье
Диккенса пошатнулось, однако, испытывая финансовые
трудности, он вынужден был отправиться в изматывающие
лекционные турне в Америку, что в конечном итоге
практически и убило его.
После "Рождественской песни" были написаны
"Колокола", "Сверчок за очагом",
"Битва жизни", "Гонимый человек". Эти
трогательные повести и превратили Рождество в Англии в
народный праздник любви, примирения, веселья и семейного
единения.
В этой литературно-музыкальной композиции были внесены изменения в
сюжет Диккенса - действие сдвинуто к Новому году, который англичане
практически не отмечают.
Однако большие куски от автора, которые читает Зиновий Гердт, позволяют оценить блестящий стиль Диккенса.